Кингисеппская молодежь: чем выше конкуренция за рабочие места…

С начала реализации медиа-проекта «Я б в рабочие пошел…» - на сайте газеты «Время» уже опубликованы четыре материала:  http://time-king.ru/comment?id=3673; http://time-king.ru/comment?id=3674; http://time-king.ru/comment?id=3675;

 http://time-king.ru/comment?id=3676, и радует то, что все они читателями были встречены с вниманием и интересом. На основе обсуждения статей, появившихся вопросов мы сегодня предлагаем следующий материал, касающийся нюансов овладения рабочей профессией молодежью.

Кингисеппская молодежь… хочет получать за свой труд достойную заработную плату и трудиться в условиях, отвечающих полученному ими образованию. Не больше и не меньше!

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС с 2014 года проводит мониторинг трудоустройства молодежи 18-30 лет, получившей разное профессиональное образование. Мониторинг проводится в нескольких регионах, которые различаются как показателями социально-экономического развития, а, следовательно, и рынка труда, и характеристиками их систем профессионального образования.

 

Готовьте тех, кто востребован!

 

Основной претензией к системе образования все последние годы выступает тот факт, что выпускники учебных заведений профессионального образования не работают по полученной специальности. При этом никого не волнует, какие места работы предоставляет рынок труда. «Готовьте тех, кто востребован работодателями» - этот постулат звучит постоянно и уже воспринимается обществом как рациональное требование.

И если молодежь не работает по полученной профессии, то виновата система образования: не подстроилась, не учла потребности производства и социальной сферы, не дала нужные компетенции. То, что современная молодежь предъявляет к рабочим местам достаточно серьезные требования по заработной плате и условиям труда, воспринимается старшим поколением негативно: не хотят работать, хотят получать деньги даром (и большие!), не желают руки марать, и так далее.

Самое смешное во всей этой ситуации то, что молодежь… хочет работать, готова работать тяжело и много. Но за достойную заработную плату и в условиях, отвечающих полученному ими образованию.

 

Благосостояние как драйвер

 

Хороший пример – срез по России: в 2017 году работа 74,4% выпускников учебных заведений профессионального образования Свердловской области соответствовала полученному ими образованию, в Новосибирской области такой ответ дали 56,7% опрошенных, в Ивановской области - 70%.

Сразу оговорюсь: это представление самих респондентов о характере их работы, а не формальные записи в дипломе и трудовой книжке. Как видим, и в промышленном регионе (Свердловской области), и в высокодотационной Ивановской области более 70% выпускников систем профессионального образования работают, как они сами считают, по той профессии, на которую учились.

А вот в Новосибирской области, одном из регионов с хорошо развитым рынком труда, ситуация совсем другая: по полученной профессии/специальности работает менее 60% молодых людей. Парадокс? Вряд ли. Скорее дело в том, что в Новосибирской области рынок труда более динамичен и гибок.

Отсюда вывод: чем быстрее развивается экономика региона, чем подвижнее в ней структура занятости, тем большая доля молодых работников будет работать не по полученной в системе профессионального образования профессии или специальности. И это не плохо, это нормально.

Означает ли это, что система профобразования не должна развиваться и менять структуру подготовки кадров? Нет, не означает. Этот вывод подтверждает обстоятельство, что в региональных столицах России значительно меньшая доля молодежи работает по полученной профессии/специальности по сравнению с другими городами этих регионов. При этом качество подготовки, по оценке самих респондентов, у них нередко значительно выше, чем у тех, кто трудится за пределами столиц.

 

Блат никуда не делся?

 

Еще одна причина несоответствия полученного образования и места работы кроется в конкуренции: чем выше конкуренция за рабочие места, тем больше доля тех, кто работает не по полученному образованию. При этом получить высокую должность могут далеко не те, чья профессиональная подготовка формально ей соответствует. И это связано не только с тем, что ведущим каналом получения работы до сих пор остается «помощь родственников и знакомых», о чем говорят немногим более 37% респондентов. Просто в процессе работы идет накопление многих компетенций, которые формально уже не связаны с полученным образованием.

Кроме того, в современном мире огромную роль играет непрерывное профессиональное образование, и это отнюдь не повышение квалификации исключительно в той области, в которой изначально была получена подготовка.

 

Зарплатные ожидания

 

Во всех регионах, принимающих участие в мониторинге, молодежь отнюдь не проявляет завышенных требований по заработной плате – так считает Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

В основном ее притязания определяются средним уровнем заработков в регионе. Однако лишь 25% молодых людей получают ту зарплату, которую хотели бы получать, или даже выше. А вот 75% работают за меньшие деньги по сравнению с желаемыми. Низкая зарплата не устраивает треть респондентов, четверть указали на невозможность улучшить жилищные условия, 18,2% - на отсутствие карьерных перспектив, 10,5% заявили, что не могут получить бесплатное дополнительное образование, а 5,1% сетуют, что их заработная плата не является «белой». Порядка 7,8% респондентов недовольны содержанием работы (допускалось несколько ответов).

Словом, молодежь достаточно рациональна в своих ожиданиях и не требует чего-то сверхординарного. Следует отметить, что даже будучи недовольными текущей работой, молодые люди не спешат ее менять, понимая, что найти хорошую замену в современных экономических условиях довольно трудно. Да и в ряде случаев образование не позволяет претендовать на большее.

Таким образом, серьезных расхождений между потребностями рынка труда и получаемым образованием нет только в тех регионах, где не наблюдается серьезных экономических и социальных перемен. Там, где экономика более динамична, большая доля молодежи работает не по специальности. Если мы хотим более серьезного экономического роста, то нам придется смириться с тем, что будет расти число людей, работающих не по специальности.

 

Артем Белогрибов

 

 

Реплика

 

Максим Топилин: «Осталось лет десять…»

 

- Через десять лет в России ожидается недостаток трудовых ресурсов, - заявил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, - Примерно в это время в нашей стране количество людей, которые выходят на рынок труда, будет значительно меньше. И у нас как раз начнется недостаток трудовых ресурсов​​​. Понятно, что нужны компетенции, и нужна квалификация. Хотелось бы отметить специфику рынков труда для различных категорий граждан страны. Рынки и молодежного труда, и рынка труда для людей, которые достигают пенсионного возраста, они зачастую разные, это разные профессии все-таки. Рынок труда пожилых людей не пересекается с молодежным. Работники пожилого возраста более предпочтительнее выбирают традиционные виды занятости. К таковым я бы не отнес, скажем, фриланс или работу с компьютерной техникой. Также взрослые люди, в отличие от молодых, реже выбирают сферы деятельности, предполагающие удаленную работу.

 

__________________________

Поделитесь ссылкой с друзьями!

________________________________

 

Дорогие друзья! Подпишитесь - бесплатно! - на сайт нашей газеты «Время» - http://www.time-king.ru/ - и Вы всегда будете первыми читать интересные новости со всего света! Как подписаться: на сайте справа вверху есть окошечко: «Подписаться» - туда надо вставить свой личный электронный адрес и нажать на слово «Подписаться».

У Вас всегда под рукой электронный архив газеты «Время»!
Любое Ваше объявление, фото, стихи, проза – бесплатно!
Адрес для заявок: dilarking@yandex.ru

Среди подписчиков постоянно разыгрываются конкурсы с вручением призов!

 

 

Поделиться


Вернуться к списку комментариев

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17488

Реклама