Женские тайны народа водь

В чем секрет мира в семье, зачем на столе нужна скатерть и где раздобыть волшебного помощника? В преддверии 8 марта тайнами женской магии древнего народа водь с газетой «Время» поделилась директор Музея водской культуры, что в деревне Лужицы под Кингисеппом, Марина Ильина.

Про виды чистоты

Традиции водского народа, потомки которого до сих пор живут в Кингисеппском районе, мало изменились в течение веков. Эти люди славятся чистоплотностью, бытовой сметкой, ремеслами, искусством ворожбы. Многие бытовые обычаи были продиктованы практичностью и знанием законов природы.
«Например, вожанки для хранения приданого или просто ценных вещей, использовали не обычные прямоугольные сундуки, а круглые кадки под названием кирсту. Для чего? Скажем, если ребенок остался дома без взрослых, и случается пожар, то такую кадку с вещами гораздо проще выкатить, чем тащить громоздкий сундук», - рассказывает директор музея. Кстати, вспоминает она, именно эта бытовая особенность позволила спасти во время пожара в самом музее многие ценные экспонаты, которые как раз и хранились в подобной кадке.
Обувь вожане делали без острых носов – чтобы землю не ранить. Кстати, ели в Лужицкой деревне только со скатерти. С практической точки зрения, чистота – залог здоровья. А если углубиться в древние верования, то скатерть служила границей между миром живых и миром мертвых, откуда на землю людей приходили хворь и несчастья. Таким образом, скатерть была не только важным предметом хозяйства, но и волшебным оберегом, защищавшим здоровье семьи. Праздничная скатерть украшалась красной вышивкой для усиления такой защиты.
К чистоте стремились не только на приусадебных участках, в домах, но и в мыслях, в отношениях друг с другом, в семейной жизни. «Характер води раскрывается в поговорке «Из дома не выноси, в дом не приноси», - рассказывает Ильина, - это значит, не надо рассказывать за пределами домашнего очага семейные тайны, личная жизнь не должна быть на виду. А с улицы домой не следует тащить сплетни и прочий негатив».
В русской традиции, это называлось не выносить сор из избы. Сегодня десятки развлекательных шоу практикуют обратный принцип и задают моду, которая нашим предкам вряд ли пришлась бы по вкусу. На эту тему у вожан еще одна поговорка есть: «Привяжи язык к уху, чтобы меньше болтал».

Про искусства и ремесла

«Каждая вожанка была обязана уметь вязать. Раньше в ноябре на Настасьин день женщины приводили к источнику, который до сих пор находится в деревне Пиллово, овец, чтобы шерсть для вязания была мягкой и шелковистой. Одежда семьи должна быть теплой и красивой, а также защищать от сглаза. У нас в Лужицах возобновлены курсы по традиционному вязанию. Руководитель курсов по вязанию варежек с традиционным водским орнаментом – большая мастерица Марина Петрова», - рассказала Ильина.
Традиционные орнаменты передавались по наследству: для детской одежды использовались узоры попроще, «зуб пилы» или «глаз овцы». Более прихотливые узоры на одежде, например, орнамент «водская клюковка» носили девушки.
Как известно, женщины води любили украшения-подвески, в том числе раковины каури из Индийского океана. Современники рассказывали, что костюм вожанок при ходьбе издавал много шума - таким образом отпугивали злых духов, несущих болезни.
Вожанки знали рыбный промысел. Женщины наравне с мужчинами создавали рыбацкие артели и уходили на подледный лов на целые недели.
В древности существовал и ритуальный лов рыбы. У реки пели и молили о богатой рыбалке, а первую пойманную рыбу жарили и бросали назад в воду.
Ещё славились водские женщины игрой на музыкальном инструменте кантеле. Под такую игру не веселились, а общались с богами. Поэтому водское кантеле служило оберегом, и его часто вешали над входом в жилище.

Про магию

Волшебство пронизывало всю традиционную жизнь вожанок. Вера в то, что все вокруг – живое, имела глубокие корни. Когда-то водь поклонялась духам природы и больших камней. «Земля и деревья будут, а нас не будет, что же ты жадничаешь», - говорили в народе.
«Вожане славились своими знахарками. Их называли «читающие», потому что эти женщины умели читать заговоры от болезней. Заговаривали ушибы, глазные болезни и многое другое», - рассказала Ильина.
Какая колдунья без волшебного помощника? В племени было поверье, что раз в три года петух сносит особое яйцо. Если яйцо положить под курицу, то потом вылупится летучая змея - Леммюз. На конце хвоста у Леммюза прикреплен крючок, чтобы приносить своей хозяйке в дом полезное добро.
Волшебный помощник летал лишь по ночам, а служил хозяйке всего три года. Если потом от него не избавиться, Леммюз мог запросто сжечь дом. Когда подходил срок, женщина давала ему невыполнимое задание – сплести веревку из морского песка. После этого Леммюз рассыпался в прах.
В бытовой магии широко использовался нож. Так, перед грозой хозяйка в дверных и оконных проемах рисовала в воздухе обережный крест. Если болела корова, под ней девятью ножами из деревни делали девять крестов, нож втыкали в косяк двери против нечистой силы.
Верили, что особой силой против нечисти обладает можжевельник - благодаря крестообразной складке на шишках. Его так и назвали – «крестовые дерево». Считалось, что спрятанный на чердаке побег можжевельника охраняет дом от бед и гроз. В общем, в своем стремлении оберегать домашний очаг вожанки стремились сочетать волшебство с практичностью.
«Идеал водской женщины - хорошая хозяйка, рукодельница, модница, сдержанная на язык, но при этом веселая и жизнерадостная любительница праздников. И такой - веселой и доброй - вожанка стремилась прожить всю жизнь. Кому понравится в доме унылая жена? Наши Лужицы до сих пор славятся своими добрыми бабушками. Почему они такие? Наверное, потому что мудрые», - улыбается хранительница музея.

Александр Кудрявцев

 

Фото любезно предоставлены Музеем водской культуры

 

Поделиться


Вернуться к списку новостей

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17491

Реклама