
Труженики "Дороги Жизни"
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, собранной мною интересной информацией об уроженцах нашего Большелуцкого сельского поселения, их жизни и подвигах в годы Великой Отечественной войны.
Повествование я хочу начать с рассказа о наших земляках, которые в годы Великой Отечественной войны, трудились на «Дороге Жизни» на Ладожском озере. Труженики Кошкинской МТС, это жители деревень Калмотка, Падога, Александровская Горка, Жабино, Кошкино, которые не оставили наступпвшему врагу технику и скот.
Шоферы и трактористы, скотники, доярки, перегоняя колхозное стадо коров и телят, отправились пешком на север Ленинградской области. Попадая под бомбежки, обстрелы с самолетов, они шли в направлении деревни Капшино Тихвинского района, где прожили с октября 1941 года по 1 февраля 1944. Эти тяжелые годы, проведенные в деревне Капшино, остались навечно в их памяти.
На их долю выпали все испытания военной поры: голод, холод, болезни и участие в обширных оборонительных работах на благо Победы.
Труженики Кошкинской МТС предоставляли фронту рабочую и тягловую силу. Вместе со взрослыми трудились и школьники. Когда заработала «Дорога Жизни» на Ладоге, бригада водителей начала перевозить муку в Ленинград. Впереди колонны всегда шла машина Павлова Дмитрия Ивановича, а следом - автомобиль под управлением его тринадцатилетнего сына Глеба. Они и станут главными героями моего повествования.
Великоруссы, труженики и созидатели
Дмитрий Иванович и его жена Павлова Антонина Михайловна родились в деревне Падога, Ямбургского уезда, а в графе их национальности было указано: «великоруссы».
Дмитрий Иванович был трактористом-стахановцем, работающим в МТС (машинно-тракторной станции). Еще до начала Великой Отечественной войны он был избран на должность председателя Кошкинской МТС. Его супруга, Антонина Михайловна, работала заведующей скотным двором крупного рогатого скота.
В июле 1941 года, в связи с приближением фашистских войск к Кингисеппскому району, он получил распоряжение вывести всю технику и скот в Тихвинский район, Ленинградской области в деревню Капшино. Наши земляки жили, в основном, в землянках, маленькие дети спасались от холода в люльках для корма скота, с животными было спать теплее. Председатель переживал за каждого взрослого и был в ответе за всех вверенных ему детей, за технику, скот и выполнение заданий партии.
Как только заработала « Дорога Жизни», бригада водителей перевозила муку. Когда показывают кинохронику о работе водителей, мне почему-то так и кажется, что на одной из этих полуторок едут наши земляки.
Работать на полях приходилось с большим напряжением. Людей становилось все меньше, а посевы всех культур выросли в сравнении с прошлым годом. Не хватало сельскохозяйственной техники, механизаторских кадров, семян. Там, где не было тракторов и лошадей, землю поднимали вручную. Заслуги тружеников Кошкинской МТС, как и всего советского народа, поистине являются проявлением трудового героизма.
Деревня Падога была освобождена от фашистских захватчиков 2 февраля 1944 года. После освобождения Кингисеппа, все, кто остался в живых, отправились в обратный путь домой.
В Падоге остались уцелевшими только пара домов… И снова пришлось рыть землянки, строить новые избы, новую деревню, но уже на родной земле. По возвращении на родную землю Дмитрий Иванович так и остался возглавлять Кошкинскую МТС, а жена осталась заведующей фермой.
После продолжительной болезни – туберкулеза легких, что тоже явилось следствием «купания» в ледяной воде Ладожского озера, Дмитрий Иванович ушел из жизни. Это случилось 18 октября 1953 года. На его похороны пришли жители всех близлежащих деревень, от мала до велика. Такой добрый след в памяти земляков оставил он своим самоотверженным трудом во имя спасения человеческих жизней.
А, что же его сын, который всегда следовал по льду « Дороги Жизни» , за машиной отца? Это тринадцать летний подросток, родившейся в деревне Падога, Кингисеппского района, Ленинградской области Павлов Глеб Дмитриевич (19.06.1928 -30.09.1999)
Как рассказывал Глеб Дмитриевич, вспоминая зимы 1941, 1942, 1943 годов, машины ходили только по льду Ладожского озера. Случилось так, что после обстрелов немецкой артиллерии и налетов вражеской авиации, пять его автомашин остались на дне Ладоги, а сам он просто чудом уцелел. Три месяца вообще не мог ходить, после того, как оказался в ледяной воде, мальчик еще и заболел ревматизмом. Выжил он благодаря морякам Балтийского флота, которые принесли из медсанбата пенициллин. Именно с тех самых пор Глеб стал мечтать о службе на флоте.
Продолжатель семейной традиции
Глеб Дмитриевич в 17 лет был награжден медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.» (удостоверение А № 051840 от 20.12.1945 г.). Позже Глеб Дмитриевич был награжден юбилейной медалью «ХХХ лет Советской Армии и Флота» (удостоверение от 04.12.1949 г.).
4 апреля 1947 года Глеба призвали в армию. Пока служил в армии, ему не раз приходилось выслушивать замечания от командования, за то что он не надевал медаль за «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны".
Окончив школу связи на Краснознаменном Балтийском флоте и получив специальность «радист-телеграфист», Глеб отправился служить на эсминце «Сильный» в город Таллинн.
И снова эхо войны напомнило о себе… 5 января 1950 года эсминец «Сильный» подорвался в Балтийском море на немецкой мине времен ВОВ. Глеб в это время находился в радиорубке, ему стеклом перебило предплечье, перерезало нерв и сухожилье на правой руке, пропала чувствительность пальцев правой руки. Глеба Дмитриевича комиссовали и признали негодным к дальнейшему прохождению военной службы.
Но он же «великорусский», поэтому без дела находиться он не смог. Вернувшись, домой, продолжил свою трудовую деятельность в Кошкинской МТС в должности диспетчера-радиста.
Кошкинскую МТС 1 марта 1955 года переименовали в Кингисеппскую МТС, которую в июле 1958 года переименовали в Кингисеппскую РТС, куда Глеб Дмитриевич был переведен на должность завгара-диспетчера. В связи с реорганизацией, Кингисеппская РТС (ремонтно-тракторная станция) с 1 февраля 1960 года вошла в состав совхоза «Кингисеппский».
В совхозе «Кингисеппский» Глеб Дмитриевич был принят на должность заведующего гаражом, где проработал до самого выхода на пенсию – 5 августа 1988 г., трудовой стаж – 43 года на одном месте.
За свой труд Глеб Дмитриевич, труженик тыла, был отмечен государственными наградами:
- медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (удостоверение от 27. 03.1970г.),
- за долголетний и добросовестный труд - медалью «Ветеран труда» от имени Президиума Верховного Совета СССР, решением исполкома Ленинградского Совета народных депутатов от 11 сентября 1989г.,
- юбилейной медалью «Сорок пять лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.(удостоверение от 31.05.1985г.),
- медалью «Участник трудового фронта к 50-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.» ( удостоверение Ж № 6588715 от 22 .03.1995 г.).
Вот такой интересной историей о жизни моих выдающихся земляков я решила с вами поделиться. А может, и не случайно, в Тихвинском районе появилась деревня Кошкино? Гордостью наполняется сердце, когда думаешь, что люди, которые жили с нами рядом, самоотверженно помогали Ленинграду выживать в тяжелые дни блокады. Очень хочется, чтобы наши внуки и правнуки не сжигали старые фотографии, а помнили и гордились нашим прошлым, строили прекрасное будущее.
Вечная память всем, кто жил в тот период и ковал нашу ПОБЕДУ!
Статья написана благодаря представленным документам и воспоминаниям дочери Валентины Глебовны Марковой (Павловой). Благодарю ее за светлую память о героях Великой Отечественной войны. Желаю ей крепкого здоровья, пусть это будут только воспоминания, а на Земле торжествует Мир! Много интересного и памятного об этой славной семье осталось за пределами моего рассказа, но это вы прочтете уже в следующих моих повествованиях.
Зоя Ощепкова