
"Это нужно — не мертвым!"
"Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно — не мертвым! Это надо — живым! Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе…" Пронзительные строки из стихотворения Роберта Рождественского "Реквием" можно было бы сделать эпиграфом к мероприятию в МО ВОС в рамках проекта "Равные возможности инвалидов Ленинградской области", в котором приняла участие младший научный сотрудник историко-краеведческого музея Кингисеппа Светлана Луконина.
В год празднования 80-летия Победы она рассказала нам о тех, кто боролся с фашистами, кого зверски замучили, кого угнали в неволю, тех жителях Кингисеппа, кто отдали свою жизнь за нашу свободу, за наш красивый город.
Этот удивительный человек, она рассказчик от бога, ее голос и умение преподнести информацию уводят слушателей в далёкие страшные времена разрухи, горя, загубленных жизней...
Мы услышали рассказ о деятельности и гибели группы кингисеппских подпольщиков. Одним из очагов антифашистского подполья стал местный театр, созданный летом 1942 года.
Именно через этот театр осуществлялась связь подпольщиков Кингисеппа и Гатчины.
Руководить театром было поручено бывшим военнопленным: Иванову В. В. и Готкевичу Е. И. Уже осенью театр стал выступать со спектаклями. Ставили русскую и зарубежную классику.
Своего помещения у театра не было, поэтому он работал вечерами, используя здание школы на берегу реки Луга - второй этаж (бывшее Ямбургское коммерческое училище), где в 1942 - 1943 годах функционировала гимназия, открытая с разрешения оккупантов.
В театре собиралось много народа, поэтому здесь легко было встречаться, незаметно узнавать и передавать нужные сведения через связных, с концертами и спектаклями артисты ездили по всему району.
В конце 1943 года подпольщики стали готовить вооруженное наступление в помощь советским войскам. Заговор был раскрыт, в декабре начались аресты. Подпольщиков расстреливали в нарвской крепости. Это событие вошло в историю одним из страшнейших эпизодов оккупации.
Лекция закончилась, но все 25 человек некоторое время продолжали сидеть в полной тишине, рассказанное давило, не отпускало... И пусть повествование о подвигах земляков имело трагическую развязку, наша память должна сохранить все для будущих поколений.
Леонид Воронцов