Меч древнерусского пограничника воссоздадут его потомки в Кингисеппе

Вскоре все желающие смогут увидеть, как выглядел клинок воина, охранявшего рубежи нашей малой родины. Наставники и учащиеся детского технопарка "Кванториум" в Кингисеппе поддержали инициативу клуба живой истории газеты "Время" о создании в Год Защитника Отечества реплики меча 12 века, остатки которого можно увидеть в городском музее.

Погружение в эпоху 

"27 января состоялась встреча воспитанников цеха «Хайтек» детского технопарка "Кванториум" с Александром Кудрявцевым, редактором газеты "Время" и руководителем школы фехтования на мечах Кингисеппа, - рассказала директор "Кванториума" Елена Патракова, - поводом для неё послужил один из уникальных экспонатов кингисеппского краеведческого музея, а именно часть рукоятки древнего меча, которым наши предки-славяне защищали свою землю. Александр предложил ребятам поработать над проектом реконструкции меча по сохранившейся рукоятке, а также поделился своими знаниями об особенностях сражений на мечах, рассказал о том, во что были одеты древние воины, какое оружие у них было и как они им сражались.

Идея была принята юными изобретателями с воодушевлением. Ведь этот проект предусматривает не только работу с различными материалами, но и поиск интересной информации, в том числе изучение архивных источников для того, чтобы как можно точнее воспроизвести древнее оружие. Очень важно сохранять и бережно относиться к истории своего народа, к той земле на которой живешь и к памяти своих предков. Впереди у школьников много интересного. Для того, чтобы разобраться в особенностях древнего оружия, сначала им нужно погрузиться в древнюю эпоху, разобраться с тем, как жили люди, чем они занимались и от кого нужно было охранять свою землю. Пожелаем воспитанникам цеха «Хайтек» и педагогу удачи, а мы обязательно будем рассказывать о том, как будет проходить работа над проектом". 

Своим мнением поделился Иван Шамов, педагог цеха «Хайтек»: «Во время обсуждения, дети были очень заинтересованы этой темой, что позволило дать им свое согласие для работы над проектом, в рамках которого они попробуют реконструировать древний меч и тем самым смогут прикоснуться к истории нашего края».

Кингисеппский Храбр – народный герой 

Рукоять меча, реплику которого планируется сделать, была найдена в Кингисеппском районе на месте разрушенного кургана в 1959 году. Как уточнили газете "Время" эксперты в области исторического оружиеведения, в музее Кингисеппа представлен меч типа Т, "куршский", подобные мечи, как правило, находили в Прибалтике. 

Известные погребения являлись могилами богатых воинов из феодальной элиты, они были единичными и резко выделялись своей роскошью на фоне остальных захоронений. А могильники Ижорского плато, к которым относится курган под Кингисеппом, – сельские погребения.  

Такие воинские могилы устроены по общему обряду, расположены на рядовых кладбищах и не выделяются богатством. То есть, скорее всего, наш воин был плоть от плоти своего народа, который защищал, однако настолько выделялся мужеством, силой и боевыми умениями, что принадлежал к опасному воинскому сословию. Более того, наш славный предок наверняка прожил яркую жизнь, наполненную битвами и подвигами, раз в его могилу положили очень дорогой, по меркам того времени, и статусный воинский предмет – меч. 

Ведь именно мечи считались оружием храбрейших из храбрых, тех, кто выходят на бой с противником на опаснейшей дистанции, практически на расстоянии собственной руки. Меч – символ высокого статуса, принадлежности к рисковому сословию, мечником на Древней Руси называли целую административную должность, включавшую в себя судебные полномочия. Мечам давали имена, с ними разговаривали, как с боевыми друзьями, им приписывали волшебные качества, мечи наравне с храбрыми воинами становились героями песен, саг и богатырских былин, часто их считали одушевленными существами, у которых есть своя воля и разум. Тот факт, что столь престижное оружие никто из соплеменников нашего воина не оставил себе, говорит о том, что ему были оказаны высочайшие почести даже после окончания жизни.

Как его могли звать в то время? Великого воина, дружинника называли «храбр». Так и назовем нашего защитника из средневековья.

На каких рубежах стоял кингисеппский Храбр? От каких супостатов защищал свой народ? Историки считают, что в 12 веке окраины запада нынешней Ленинградской области охраняли хорошо вооруженные ратники из местной военной организации. Они же следили за порядком на важнейших транспортных узлах средневековой Руси – реках, били разбойников и пиратов, которых в Прибалтике водилось немало. Учитывая, что новгородцы совершали регулярные военные походы в земли «чуди» (населения Эстонии), жители нашей Водской земли должны были организовывать пограничные отряды, чтобы контролировать систему обороны своих территорий. Кстати, в летописях нет информации об ответных крупных набегах чуди, а это может означать, что предки кингисеппских пограничников хорошо справлялись со своей задачей.

"Как в старой сказке"

Отрадно осознавать, что в год, объявленный в России Годом Защитника Отечества, произойдет такое событие - именно в нашем, пограничном с натовской страной Кингисеппском районе.

Есть в нём и определенный символизм, перекличка с известным древним сюжетом саг и старинных сказаний: юному герою достается в наследство меч его предков, он идёт в кузницу и отковывает клинок заново, чтобы продолжить славное дело. Вот так, через живое  прикосновение к родной истории, и куется настоящая любовь к своему Отечеству. 

Иван Никитин

Редакция газеты "Время" благодарит за помощь при атрибутировании кингисеппского меча младшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Павла Миляева

Поделиться


Вернуться к списку новостей

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17491

Реклама