Очень скоро россиян начнут информировать о полагающейся им соцподдержке!

Свершилось то, за что последовательно более семи лет боролся Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов – со следующего года россиян будут уведомлять о причитающихся им мерах соцподдержки.
Обо всех положенных пособиях и других мерах социальной поддержки людей станут информировать в личном кабинете на портале Госуслуг. При этом основная часть пособий и выплат будет оформляться в упреждающем порядке. Подача заявления потребуется только в отдельных случаях, и сделать это граждане смогут дистанционно, в том числе через портал Госуслуг.
Несомненно, это нововведение значительно улучшит качество жизни огромного числа людей. С 2013 года Уполномоченный в своих ежегодных и специальных докладах, в многочисленных публичных выступлениях подвергал критике заявительный характер оказания социальной помощи:
«Чтобы получить льготу, субсидию или иную помощь государства, многодетным мамам, инвалидам, старикам нужно, превозмогая себя, лично преодолевать путь в учреждения, обивать там пороги кабинетов, стоять в долгих очередях, чтобы подать заявление… И это в случае, если люди знали, куда им обращаться за помощью! Если же не знали, или не дошли, или недопоняли, то никто от лица государства их об этом не уведомляет…» (из ежегодного Доклада Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области за 2016 год);
«Существующая заявительная система социальной помощи крайне неэффективна. Неэффективна как для человека, так и для государства. Это просто понять. Огромная армия чиновников социальной защиты содержится государством, но она в ожидании, когда теряющий память человек сам разберётся в законах и постановлениях о том, что можно и что положено, потом сам привезёт на инвалидной коляске своё истерзанное болезнью тело и заявит о своей просьбе женщине в окошке. И тогда через месяц… Конечно, это образ собирательный, но иллюстрирует смысл неэффективности такого порядка работы, когда огромное количество работников соцзащиты получает зарплату, а огромное количество нуждающихся не получает надлежащей и крайне необходимой помощи» (из публичного выступления Уполномоченного на заседании Законодательного собрания Ленинградской области в мае 2018 года);
«Пора отказаться от заявительного принципа социальной помощи, точнее, от того, чтобы он был единственным. Помощь прежде всего должна быть адресной. Для этого необходимо внедрить выявление нуждающихся граждан социальными работниками и потом активное вовлечение в социальный мониторинг администраций муниципалитетов. В век цифровых технологий и РЖД, и МФЦ рассылают sms-уведомления: «ваш поезд № … отправляется через …», или «документы готовы, можно получить …». Все мы, обладатели СНИЛС и ИНН, давно учтены через Пенсионный Фонд, ФСС и прочие структуры. Государство знает о гражданах и возраст, и доходы, и долги, и имущество... Есть вся информация. Нужно только разработать и осуществить переход на адресную помощь» (из ежегодного Доклада Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области за 2018 год).
Если бы не заявительный характер системы, то:
… абсолютно одинокая 80-летняя бабушка не лежала бы пять месяцев подряд (!) на больничной койке сестринского ухода в Усть-Лужской больнице, потому что мошенники «увели» её квартиру;
… 91-летняя ветеран труда и труженица тыла из Волхова, которую внучка-пьяница заперла в квартире на четыре дня без еды и воды, не умерла бы в результате голодания и обезвоживания в реанимации районной больницы;
… 54-летний плохо говорящий инвалид-колясочник из Волосовского района с пенсией 8749 рублей не «накопил» бы долг за оплату ЖКУ в размере 200 тысяч рублей…»

Все приведенные примеры - не выдуманные. Они взяты из реальной практики Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области.
В целях исправления ситуации Сергей Шабанов систематически обращался к депутатам Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и иным субъектам законодательной инициативы, с рациональным предложением по изменению принципа оказания гражданам социальной поддержки и помощи. По мнению Уполномоченного, в каждом субъекте РФ во всех районах сотрудники соцзащиты обязаны знать всех льготников пофамильно и систематически навещать их, проверять условия проживания, помогать по собственной инициативе, и уведомлять их о праве на социальную помощь, не дожидаясь заявки. Например, сразу после рождения ребенка информировать родителей о причитающихся пособиях.
- Как Уполномоченный по правам человека я очень рад тому, что на федеральном уровне произошел переломный момент, - сказал Сергей Шабанов. - Пусть не так стремительно, как мы того хотели, но это свершилось. За каждым нашим обращением были тысячи стонов страдающих россиян. И вот законодатели услышали! Теперь все будет иначе – больше никакого заявительного режима, который так несправедлив и неразумен в современном мире. Люди будут в положенный срок получать сообщения о том, какой вид государственной помощи им положен и что для этого необходимо сделать.
Безусловно, нужно более тщательно продумать механизм оповещения пожилых людей – не у всех имеется личный кабинет на Госуслугах, и очень многие далеки от компьютерных технологий. Приемлемыми для них вариантами могут быть как sms-уведомления, так и почтовые отправления.

 

Информ-«Время»

Поделиться


Вернуться к списку интервью

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17448

Реклама