До сих пор многие очередники, вставшие на учет до 2005 года, так и не получили жилье. Как исправить ситуацию?
24 ноября в Москве Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов выступил с докладом на тему «О реализации жилищных прав граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 года) и не утративших право состоять на таком учете».
Выступление состоялось в рамках заседания Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, проходящего под эгидой Уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой.
После принятия Жилищного кодекса РФ прошло уже более 15 лет, но до сих пор многие очередники, вставшие на учет до 2005 года, так и не получили жилье. Многие из них вставали на учет еще в 70-80-х годах прошлого века, и являются уже пожилыми гражданами. В России сегодня действуют различные федеральные и региональные государственные программы по обеспечению жильем различных категорий граждан, в том числе многодетных семей, молодых специалистов (ученых, педагогов, врачей). Все участники таких программ – трудоспособные люди, которые должны оплатить из собственных средств часть стоимости приобретаемого в рамках программы жилья. У пожилых граждан нет возможности участвовать в таких программах, и тем более – самостоятельно приобрести жилье.
Согласно данным муниципальных образований Ленинградской области, в основной численности люди активно вставали в очередь на получение жилья в 80-х годах, а средний возраст лиц, поставленных на учет до 1 марта 2005 года, составляет 55-60 лет.
«В силу возраста и из-за низких доходов они не могут позволить себе купить жилье или взять ипотеку. Это люди старой закалки, пережили перестройку государства, но в их сознании «перестройка» не произошла, и они уверены, что государство обязано исполнить ранее взятые на себя обязательства», – отметил Сергей Шабанов.
В завершение выступления Уполномоченный внес конкретные предложения по урегулированию жилищного вопроса обозначенной категории граждан.
Во-первых, инициировать разработку федеральной программы по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года.
Во-вторых, строить арендное жилье.
В-третьих, при переселении из аварийного жилья предоставлять им не равнозначное по метражу жилье, а по норме предоставления.
В-четвертых, предоставлять по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения гражданам по месту жительства в границах соответствующего муниципального района.
В-пятых, провести в каждом муниципальном районе инвентаризацию жилищного фонда, в ходе которой определить количество домов, оставшихся без официального собственника, граждан в них проживающих, их имущественное положение, фактическое состояние, и принять по каждому дому соответствующее решение (принятие в муниципальную собственность, а далее – капитальный ремонт, снос, расселение граждан и т.д.).
И, наконец, развивать механизмы предоставления жилья в социальный найм без права приватизации.
Доклад единодушно одобрен всем сообществом уполномоченных и иными участниками заседания.
Информ-«Время»