
Стойкость и внутренняя красота моей бабушки Даши
Моя бабушка Даша (Дарья Сидоровна Смокотина) не участвовала в боевых сражениях, во время Великой Отечественной войны она ковала Победу в тылу, работая день и ночь на военном заводе в Кемеровской области. Завод производил порох для фронта. Баба Даша работала на опасном производстве до того момента, когда в 1943 году на заводе случился взрыв и на ее глазах сгорела напарница и соседка, с которой жили они на одной улице. Бабушка тогда получила глубокую психологическую травму и уже не смогла вернуться на завод, ее перевели нянечкой в детский сад, где она трудилась и в послевоенное время.
Проводив на фронт мужа, моего дедушку – Павла Исаевича Смокотина, бабушка осталась с двумя маленькими детьми на руках, моей маме тогда было три года, дяде Володе – пять лет.
- Нас опекали сестры отца, они жили недалеко от шахты «Северная» в Кемерово, и мы часто у них бывали, тетушки нас подкармливали, - вспоминает моя мама - Валентина Преловская. - Именно там, на шахтерском дворе, в 1945-м нас настигла радостная весть о Победе! Я очень хорошо помню тот момент, когда все громко кричали «Ура» и бросали вверх головные уборы.
Дед Павел вернулся домой не сразу, он был ранен и лежал в госпитале. Пришел на костылях, и бабушка еще долго лечила ему ноги. Павел Исаевич Смокотин был награжден Орденом Отечественной войны I степени, другими боевыми и юбилейными медалями.
Моё дошкольное детство тесно связано с бабушкой Дашей, я практически жила с ней, так как часто болела, а родителям надо было работать. Бабушка водила меня в детский сад, в котором сама трудилась, заботилась обо мне, воспитывала, как умела, рассказывала мне о своей тяжелой жизни. Отец у нее погиб в первой мировой войне, ее маме (моей прабабушке) трудно было прокормить троих ребятишек, и они вынуждены были побираться в своем раннем детстве. Баба Даша очень хотела учиться, но в школу дети могли ходить только до первого снега, потому что нечего было одеть и обуть. Три года подряд в школе - до первого снега - такое образование получила моя бабушка. Потом учиться было некогда - надо было идти зарабатывать: бабушка в богатых семьях нянчила детей, мыла полы, выполняла много тяжелой работы по хозяйству. Но читать она все же научилась, и, когда я уже стала ходить в школу, часто просила привезти ей какие-нибудь книжки.
Моя малограмотная бабушка, труженица тыла и великая труженица до самых последних своих дней (умерла она в 1988 году в возрасте 74-х лет), была внутренне воспитанным цельным человеком, скромным и достойным уважения. Она восхищалась образованными людьми, ведь ей так и не удалось получить желаемого образования… А грамотные люди уважали мою бабушку за качество труда и ответственное отношение к делу. Где бы она ни работала, ее везде ценили и любили.
Татьяна Ларькович