Александра Ивановна Булавкина: «Деревню немцы сожгли дотла»
В нашем районе живет немало людей, чье детство или юность оказались опалены войной. Одна из них - Александра Ивановна Булавкина. Сейчас она живет в Кингисеппском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Сегодня мы публикуем ее воспоминания.
«Родилась я в 1925 (по паспорту - в 1926 г.) в деревне Савиновщина Сланцевского района Ленинградской области. Нас у мамы было семь детей. Когда началась война, на фронт ушли два старших брата - Николай и Фёдор. Я, вместе с родителями, младшей сестрой Зоей и старшими сёстрами, осталась дома. Вскоре немцы оккупировали территорию, где мы проживали. На тот момент я окончила 7-й класс. Немцы ворвались в нашу деревню на танках. Было очень страшно. Потом они ходили по дворам, ловили кур и забирали себе. Нас, девчонок, во главе со старшим мужчиной из деревни, немцы водили работать на железную дорогу. Там мы вырубали кустарники вдоль железной дороги, так как немцы боялись диверсий от партизан. Всю молодёжь со всех близлежащих деревень хотели отправить на работы в Германию. Помню, как нас посадили в закрытые вагоны, довезли до г. Луги, а дальше - на машинах. Потом нас высадили за какой-то деревней, где было болото, и поселили в построенные бараки. Потом нас перевезли в посёлок Оредеж, расселили и опять гоняли на работу, где мы, девчонки, грузили песок, дробили камни. Каждое утро нас строили и проверяли, все ли на месте.
Однажды нас погрузили в большой и красивый автобус, внутри которого были белые чехлы (я это помню очень хорошо) - мы, молодёжь, очень удивились - мол, куда нас на таком красивом автобусе повезут? Немцы сказали, что домой. Помню, как мы проезжали разрушенный Кингисепп, Ивангород. Нас привезли в г. Нарву в барак. Там мы пробыли недолго. В барак за нами пришли эстонские женщины (из нашей деревни, у нас много эстонских жителей было в деревне),они сказали, чтобы мы собирались, и по одной выходили через посты, и шли в Ивангород; затем направо в лес.
Нас было шесть девчонок (несколько из моей деревни, остальные из близлежащих деревень). Мы сделали всё, как нам сказали. В лесу нас ждала женщина, которая переправила нас через р. Пята. Потом мы шли по болоту, так как везде стояли немецкие посты и были собаки. Шли долго. Наконец, пришли в деревню Сланцевского района (название уже не помню), а через 10 километров оказались в родной деревне Савиновщине! Другие девчонки пошли в свои деревни.
Через некоторое время все жители нашей деревни ушли жить в лес. Партизаны сказали, чтобы мы уходили, так как немцы собирались сжечь деревню. В лесу построили шалаши - всю зиму там жили. Деревню немцы сожгли дотла. Красная армия пришла к нам в конце января 1944 года. Мы выбегали на дорогу и приветствовали наших солдат. Потом всем миром стали отстраивать деревню заново. В конце 1940-х годов я ушла жить к сестре в Эстонию. Работала где придётся. В 1955 году вышла замуж, а в 1957 году родилась дочь Инна. В Эстонии я прожила 30 лет. После перестройки приехала в Кингисепп».
Сейчас Александре Ивановне 94 года. Она ветеран труда. Долгожитель нашего дома-интерната. Это добрый, отзывчивый человек, интересный собеседник. Доброжелательно относится к людям, не унывает и выглядит для своих лет прекрасно. Так держать, Александра Ивановна, Вы молодец! От всего коллектива дома-интерната желаем Вам крепкого здоровья, счастья и всего самого доброго!
Беседовала А.С. Кудрявцева,
культорганизатор дома-интерната