300 километров вдоль южного берега Финского залива на велосипедах. Экология и жизнь
Как мы уже сообщали, жители Кингисеппского района, южного берега Финского залива и Санкт-Петербурга на велосипедах проехали около 300 километров вдоль южного берега Финского залива - до границы с Эстонией. Все они приняли участие в 20-й, ежегодной, экологической велоакции «Наш берег - 2019»; ее организатор - «Общественный совет южного берега Финского залива (ЮБФЗ)». Благодаря этому удалось обобщить социально-экологические изменения вдоль привычного маршрута.
Прежде всего, мы отметили, что территории традиционного рыболовства и объекты рыбопереработки по береговой линии усиленно вытесняются новыми объектами промышленности и промышленной инфраструктуры. Четыре завода по переработке рыбы закрыты. Рыбацким деревням в восточной части Лужской губы отрезана дорога к морю, а, следовательно, и к традиционным ресурсам.
Подорвано естественное воспроизводство рыбы; появились признаки исчерпания экологической емкости в районе ядерного кластера г. Сосновый Бор. Процент цитогенетических повреждений семян и хвои сосен в районе ядерного кластера в 3 раза, а в г. Сосновый Бор в 2 раза выше, чем на границе Петербурга (около 40 км от ядерного кластера).
Закрыта Сосновоборская региональная экологическая лаборатория, позволявшая оценивать текущее состояние и делать прогнозы возможных изменений природных экосистем. Лица, принимающие решения при оценке допустимости размещения новых индустриальных и логистических объектов, используют, главным образом, экономические, а не экологические критерии.
В существовавших особо охраняемых природных территориях изменили границы и ослабили режим охраны, что позволило бизнесу внедряться на особо охраняемые территории.
Среди позитивного можно отметить создание двух особо охраняемых природных территорий «Восток Финского залива» и «Поляна Бианки».
Участники велоакции посетили (при поддержке Николая Кузьмина, председателя постоянной комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа Ленинградской области) «Усть-Луга Ойл» — один из действующих терминалов порта «Усть-Луга». Велогруппа была впечатлена высокой культурой безопасности на терминале. В то же время, необходимо отметить, что комплексный экологический мониторинг всего портового комплекса «Усть-Луга» и его влияния на окружающие территории полностью отсутствует.
Строительство новых терминалов и береговой инфраструктуры продолжается. При этом коренным жителям восточной части Лужской губы отрезаются традиционные подходы к морю, лесу и природным ресурсам. Их интересы и гарантированные Конституцией РФ права на благоприятную экологическую среду нарушаются. Отсутствуют эффективные законодательные нормы и правоприменительная практика, способные учесть интересы коренных жителей, в том числе коренных малочисленных народов ижора и водь.
Участники велопробега обследовали заказник «Кургальский» (защищен Рамсарской и Хельсинкской конвенциями) в районе прохождения трансбалтийского газопровода Норд Стрим-2. Пройдя 1,5 км вдоль ограждения сухопутной части трассы газопровода, мы добрались до места входа трубы в Нарвский залив. Рядом с ограждением трассы - множество следов животных, которые теперь не могут свободно перемещаться по привычным тропам.
Строительство идёт круглосуточно. Имеется сильное шумовое загрязнение, а ночью, по словам местного жителя, к этому добавляется и световое загрязнение вдоль всей трассы газопровода по территории заказника, где обитают 200 видов живых организмов, занесенных в Красные книги.
Эстакада с двумя нитками газопровода Норд Стрим-2 вдается далеко в море и разрезает не только наземную, но и водную часть особо охраняемой природной территории международного значения.
Таким образом, оправдываются опасения экспертов – подорваны не только здоровье экосистем, но и разрушен сбалансированный с природой уклад жизни местных жителей.
Юбилейный велопробег сопровождался не только наблюдениями за изменениями социально-экологической ситуации, но и был посвящен актуальной «мусорной» теме. Девиз велоакции «НАШ БЕРЕГ-2019» - «Берегам Финского залива — раздельный сбор отходов».
Как и ожидалось, ситуация с вывозом бытовых отходов здесь критическая. Мы наблюдали переполненные контейнеры в населенных пунктах. Их количество явно недостаточно для обслуживания населения. Раздельный сбор и переработка твердых бытовых отходов организованы лишь небольшими инициативными группами волонтеров Санкт-Петербурга и Соснового Бора. Это не отвечает потребностям и социальным запросам жителей южного берега, которые уже сейчас готовы к разделению бытовых отходов.
Участники велоакции распространили 400 почтовых открыток с обращениями от имени жителей поселений, находящихся на побережье, к властям Ленинградской области с предложением организовать раздельный сбор и переработку твердых коммунальных отходов. Первые отклики властей внушают некоторый оптимизм и веру в то, что проблема бытовых отходов найдет приемлемое решение.
Это не первый раз, когда организаторы велоакции использовали массовую рассылку открыток жителями нашего берега. В 2018 году несколько сотен жителей побережья обратились в Совет по правам человека и развитию гражданского общества при Президенте Российской Федерации с просьбой провести проверку соблюдения прав коренных жителей южного берега Финского залива при массовой индустриализации этого региона.
В результате этой открыточной кампании прошло выездное заседание упомянутого Совета в октябре 2018 года. Члены «Общественного Совета ЮБФЗ», ижорская община «Шойкула», «Гринпис Россия», общественные организации ингерманландских финнов и другие НКО представили документы и информацию о современных экологических и социальных вызовах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. По результатам этих встреч Совет при Президенте проанализировал все обращения и в июле 2019 года выпустил рекомендации органам власти всех уровней.
Многие наши рекомендации из представленного доклада - по ядерному кластеру Соснового Бора, по региональному законодательству, по учету интересов общественности - были приняты. В частности, Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенции Эспо) и Орхусской Конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»;
Правительству Ленинградской области совместно с администрацией Санкт-Петербурга:
- рассмотреть вопрос о создании межрегиональной экологической лаборатории в агломерации г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области для проведения комплексного экологического мониторинга наземных и морских экосистем южного берега Финского залива;
Законодательному Собранию Ленинградской области:
- совместно с экспертным сообществом проанализировать практику принятия решений по размещению и оценке безопасности радиационно-опасных объектов в Ленинградской области, и на его основе разработать и принять областной закон «О радиационной безопасности Ленинградской области», который бы обеспечил более широкое вовлечение общественности в процесс принятия решений по этим объектам.
Это внушает оптимизм. Продолжим прилагать усилия, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему47
Елизавета Михайлова, Олег Бодров,
организаторы велоакции «НАШ БЕРЕГ-2019»,
«Общественный Совет Южного берега Финского залива»
___________________
Делитесь ссылкой с друзьями!
_____________________
Дорогие друзья!
Газета «Время» работает на просторах ВКонтакте!
Самые свежие новости Кингисеппского района, Ленинградской области!
Фельетоны на власть и действительность!
Присоединяйтесь – https://vk.com/club113266028
Не забудьте нажать на «Вступить»!