
«Белая трость», жажда жизни и авторитет хрупкой женщины
15 октября в России стартовал традиционный месячник «Белая трость». Событие посвящено проблемам слабовидящих и незрячих людей. По окончание месячника, 15 ноября, еще одно событие - Международный день слепых, призванный привлечь внимание к людям с ограниченными физическими возможностями, а также создать условия для всестороннего их участия в жизни общества, расширения возможностей получения знаний и информации посредством информационно-коммуникационных средств, повышения занятости.
Светлана Юрьевна Байгарина, уже будучи инвалидом по зрению, пришла в Кингисеппскую организацию Всероссийского общества слепых (ВОС) в июле 1978 года, в котором до сих пор и пребывает. Там мы с ней и встретились.
Родилась наша собеседница в 1947 году на западной Украине в городе Коломыя. Отец был военный, мама педагог, родители встретились на Украине, когда отца направили туда по службе, а мама работала по комсомольской путевке.
- Позже мы уехали в Казахстан к родителям мамы, жили в большом селе Банновка, там я пошла в школу, - рассказывает Светлана Юрьевна. – После школы поступила в Чимкенте в медицинский институт на стоматологическое отделение. На втором курсе заболели глаза, уехала в Москву в клинику глазных болезней имени Гельмгольца и там пробыла 22 месяца. Мне сделала восемь операций. Зрение вернулось частично.
В 1969 году Светлана приехала в Казахстан и перевелась из института в училище на зубоврачебное отделение. Познакомилась со своим будущим мужем Станиславом. После окончания училища работала в Банновке по своей специальности, вышла замуж, уехали с мужем в Джамбул, там она работала медсестрой в детской больнице. Потом в семье родилась дочь.
В Кингисепп Байгарины приехали, так как здесь жили и работали родственники Станислава. Город им понравился, маленький, тихий, утопающий в садах. Решили обосноваться здесь в 1977 году.
- Меня привлекало еще и то, что Кингисепп - с древней историей, находится рядом с прекрасным Петербургом, в который я всегда мечтала попасть, - продолжает свой рассказ Светлана Байгарина. - Муж устроился в строительное управление в структуре 31 треста, который в то время активно участвовал в строительстве завода «Фосфорит» и самого города. Чтобы устроить дочку в детский сад, я пошла работать воспитателем. Поработала недолго, потому что стала быстро терять зрение, в клиниках ничего обнадеживающего не обещали.
Когда Светлана Юрьевна первый раз переступила порог общества слепых, она волновалась. Оказалось, зря, встретили ее очень дружелюбно. Софья Александровна Мосина и Екатерина Степановна Бочкова приняли, как родную дочь. Поэтому Светлана очень быстро освоилась. Ее вовлекали во все дела, брали с собой в Ленинград на совещания, опекали и оберегали.
Семь лет, начиная с 1986 года, Байгарина была председателем кингисеппского общества слепых, потом ее выбрали руководителем Кингисеппского филиала производственного объединения ВОЗ «Контакт» - совмещала обе должности в течение восьми лет.
- У нас в Кингисеппе было свое производство на улице Микулина, мы активно работали, не останавливались даже в лихие 90-е, когда в стране пошел развал производств, но нас это не коснулось. Делали зажимы для штор, кабели для автоматики и телефонной связи, распределительные коробки, поддоны, оплетали рыболовные сетки. На нашем производстве работали 300 человек из Кингисеппа, Сланцев, Волосова, Ивангорода, - вспоминает Светлана Юрьевна. - Так жалко, что мы потеряли это здание цеха в 2007 году; на территории нашего производства было четыре склада, два гаража с ямами, везде отопление, члены общества слепых помогали все это строить, подносили материалы строителям. Производство закрыли и продали без нашего ведома, не посоветовавшись с коллективом, хотя в некоторых других районах такие производства сохранились.
- У меня мама работала в обществе слепых (Софья Мосина), я тогда еще не был инвалидом по зрению, но часто приходил, и был в курсе всех дел, - вступает в разговор председатель кингисеппского общества слепых Леонид Воронцов. - Светлану Юрьевну знаю с 90-х годов, тогда я работал в телеателье, у меня была своя мастерская, а она возглавляла предприятие на Микулина и старалась всеми силами сохранить цех, что-то придумывала, искала новые заказы, люди имели заработок. Ей было непросто, даже бандиты на нее наезжали, предлагали «крышевать» наш маленький бизнес, говорили: «Раз вы инвалиды, и у вас льготы по налогам, платите нам». Но Байгарина с ними грамотно поговорила, и они отстали. Тогда мы хотели забрать этот цех к себе в аренду, организовать там производство, независимое от Ленинграда, и завод «Контакт» согласен был на это, но нашлись люди в руководстве нашей организации, которые единоличным решением отказались от этой идеи. А тех, кто прикипел душой к цеху и хотел продолжать работать, даже не спросили. Сейчас здание на улице Микулина разваливается на глазах, и смотреть на это больно.
В 2001 году Светлана Байгарина снова попала в больницу, не из-за зрения, а по другому серьезному заболеванию. Долго лечилась в Санкт-Петербурге, перенесла серьезную операцию, врачи, когда выписывали, категорически запретили работать.
Выстоять в трудных жизненных ситуациях ей всегда помогает семья. Дочь Елена живет в Кингисеппе и работает юристом, внук Михаил в Питере, окончил технологический институт, получил специальность эколога, но понял, что это не та специальность, которой бы он хотел заниматься в жизни. Он прошел курсы мануального массажа, стал работать и поступил в специальный медицинский колледж при обществе слепых. Михаил состоит в организации на правах зрячего. Будет работать медбратом и продолжит заниматься массажем. Говорит, что с детства хотел быть массажистом. Кроме этого, Михаил хорошо разбирается в компьютерах и помогает обществу слепых. У Байгариных растет правнучка Мирана, ей 4 года.
Два года назад Светлана Юрьевна совсем перестала видеть. Ориентируется по памяти, на улице ее сопровождает муж, он надежный помощник во всех ее делах. В квартире старается делать все сама, варит суп, картошку чистит, Станислав проверяет качество. В этом году на даче сама посадила четыре грядки чеснока, хотя нечасто там бывает, сейчас у нее много общественной работы.
Светлана Юрьевна в 2022 году снова стала активным членом общества слепых, когда его возглавил Леонид Воронцов и начал разыскивать ветеранов, восстанавливать коллектив. Она вошла в бюро и женсовет, возглавила социально-культурную комиссию. Благодаря совместным усилиям, в организацию вернулись ветераны, о которых прежде незаслуженно забыли. Люди приходят, раскрываются по-новому, проявляют свои таланты, активно участвуют в мероприятиях. Стали выезжать на экскурсии, организовывать соревнования. Планов очень много, но нет помещения, где бы можно было развернуться, разместить какие-то кружки, провести настольные игры для незрячих. Комната, которую они сейчас занимают, принадлежит обществу инвалидов. Но люди верят, что у них будет свое просторное помещение.
- Для меня лично и для многих членов организации Светлана Юрьевна Байгарина, эта маленькая хрупкая женщина, является большим авторитетом. Она обладает богатым жизненным опытом, которым щедро делится, у нее грамотная, хорошо поставленная речь - когда начинает говорить, все замолкают и внимательно слушают. Я безгранично уважаю таких ветеранов, которые внесли огромный вклад в деятельность нашего общества, - рассказывает Тамара Воронцова про нашу героиню.
С.Ю. Байгарина является Отличником всероссийского общества слепых. Она хорошо знает историю организации, ведь Общество слепых в Кингисеппе существует с 1953 года.
- Молодежь не знает, чем мы жили раньше, как работали, - говорит Светлана Юрьевна. - Сегодня перед ветеранами общества стоит задача возродить эти знания, поделиться ими с новым поколением, которое должно будет продолжить наше дело и позаботиться о будущем незрячих людей нашего региона.
Татьяна Ларькович
Фото автора
__________________________________________
Дорогие друзья!
Газета «Время» работает на просторах ВКонтакте!
Присоединяйтесь – https://vk.com/club113266028
И на просторах Telegram!
Присоединяйтесь - https://t.me/+n-3faM7ewyZjYzli