Былинные богатыри в Кингисеппе

Примерить настоящие богатырские доспехи, подержать в руке копию древнерусского меча и узнать много интересного о богатырской славе предков получили возможность все желающие гости лекции «Тайны былинных богатырей». Лекция по живой истории прошла в воскресенье в Кингисеппе в честь наступающего Дня защитника Отечества.     

Глава и основатель Боевой школы фехтования на мечах в Кингисеппе Александр Кудрявцев поведал некоторые малоизвестные факты о, казалось бы, отлично знакомых нам с самого детства русских богатырях. Участники встречи узнали, где в былинах можно было найти волшебный меч-кладенец, есть ли у Ильи Муромца родня из потустороннего мира, был ли Добрыня Никитич добрым, кем была мать русских женщин-богатырей Василисы и Настасьи, в кого умел превращаться наш знаменитый князь-оборотень. 

Одна из особенностей русской былины заключается в том, что сказители очень редко упоминали о смерти своих героев. 

Однако не всем известно, что в одной из былин рассказывается о смерти самого, пожалуй, известного русского богатыря Ильи Муромца. Ему не была «писана смерть в бою». Великий русский заступник покидает мир людей, раздав им все свои сокровища и силушку богатырскую до последнего, после чего он превращается в камень. 

Есть среди героев русских былин не только оборотень, но и мирный пахарь - уникальное явление для устных сказаний мира - это крестьянин Микула Селянинович, настолько могучий, что его соху не смогли выдернуть из земли дюжие княжеские дружинники. Кстати, именно он является отцом двух известных русских богатырш: Василисы и Настасьи, которым, видно, не передался мирный нрав своего папы. Впрочем, и сам Микула себя в обиду не давал: например, славно намял кулаками бока мужчиков на ярмарке, которые решили отобрать у него деньги за проданную соль. 

Все желающие могли не только узнать что-то новое про русских героев, но и услышать, как исполнялись былины в старину. Автор лекции с удовольствием исполнил несколько вариантов напева начала грустной былины про хвастливого сына Ильи Муромца по имени Сокольник.   

Большинство былин уцелело на русском севере, где их начали собирать и записывать с 19 века. Сейчас один из самых известных современных сказителей - добрый знакомый основателя Боевой школы в Кингисеппе - филолог Александр Маточкин.   

На лекции исполнили начало богатырской былины - ещё их называют стАрины - как их пели в древности, без аккомпанемента. На промыслах старины исполняли не только людям, но и духам стихий, чтобы они послали охотникам и рыбакам из артели больше добычи и удачи. 

Александр Валентинович рассказал об истории богатырской кольчуги на примере настоящего доспеха: для наглядности один из присутствующих смельчаков примерил кольчугу из его коллекции. 

Слушатели узнали, что придумали это чудо воинской мысли ещё во времена до нашей эры искусные кузнецы и оружейники кельты.   

Первое достоверное упоминание об этом виде защиты оставил в I веке до нашей эры римский автор Марк Теренций Варрон. Он называл доспех «галльской железной туникой» - галлами римляне называли кельтов. Предприимчивые воины-легионеры, завоевав кельтов, позаимствовали у своих данников их изобретение.

В эпоху поздней республики кольчуга (лорика хамата) была стандартным доспехом римского легионера.  

На Руси кольчуги использовались вплоть до конца XVII века. Обладателями этого доспеха были знатными воинами, так как кольчуга являлась дорогим и статусным предметом.  

Времени на изготовление кольчуги требовалось много. В среднем, доспех состоит из 10–12 тысяч железных колец, на которые уходит около 600 метров проволоки толщиной 1 миллиметр. Вначале проволоку спиралью навивали на железный стержень, затем разрубали по одной стороне на отдельные кольца. Чем меньше диаметр колец, тем доспех считался прочнее. 

С XII столетия кольца расплющивали молотом, после чего кольчуга становилась ещё крепче. Доспех с плоскими кольцами назывался «панцирная кольчуга».

Гости узнали и о том, как в старину кольчуги чистили от ржавчины: доспехи помещали в бочку с песком и скатывали с горы или прокручивали бочку на специальном механизме.

Готовая кольчуга весит порядка 10 килограммов. Ее надевали перед боем поверх одежды из кожи или войлока, набитой ватой, «стеганки».

Кольчуга обеспечивала надёжную защиту от рубящих ударов сабли или топора. Но была уязвима для дробящего оружия, например, булавы, стрел со специальным узким бронебойным наконечником, колющих ударов. 

На лекции можно было и примерить настоящие древнерусские шлемы. Как выяснилось, они были гораздо весомее современных солдатских касок. Веса шлему добавляла также кольчужная защита шеи - бармица. Кстати, от старинного названия шлема «шелом» происходит глагол русского языка «ошеломить». 

После былин и историй все желающие взялись за макеты мечей и щитов, чтобы поучиться искусству средневековых сражений - истории о славе предков не давали спокойно сидеть на месте, зажигая взгляды и сердца. 

 

Любовь Лепшина 

Фото автора и «Добрый день, Кингисепп!»

Поделиться


Вернуться к списку новостей

Поделиться


Поиск


Подписка


Всего подписчиков: 17493

Реклама