На «Фосфорите» работают самые квалифицированные специалисты!

Учебный центр «Фосфорита» востребован во все времена. Он по-прежнему является структурным подразделением завода, осуществляющим все возможные виды обучения.

С 2006 года работой учебного центра руководит Маргарита Бачева. В 1990 году она в статусе молодого специалиста была принята флотатором на обогатительную фабрику после окончания Ленинградского горного института. Всего через год была переведена инженером отдела охраны труда и техники безопасности, а в 1997 году уже работала инженером учебного центра, который в то время возглавляла Е.Д. Яковлева. Евгения Дмитриевна щедро делилась своими знаниями и опытом с Маргаритой и вырастила себе достойную замену. Сегодня учебный центр «Фосфорита» решает множество важнейших задач. Об этом мы и поговорили с нашим высококвалифицированным экспертом М.Ю. Бачевой.

- Маргарита Юрьевна, расскажите, какие основные задачи выполняет учебный центр?

- Мы по-прежнему занимаемся подготовкой кадров для «Фосфорита» в самых разных направлениях. Это и профессиональное обучение, и повышение квалификации, и формирование кадрового резерва, и работа с молодыми специалистами, и организация развивающих тренингов и семинаров.

В связи с реконструкцией производства подвергается реорганизации и кадровая политика, более масштабными становятся цели и задачи. По сути, вся наша работа направлена на развитие персонала, его профессиональный и карьерный рост. Помню, когда я пришла на производство после окончания вуза, при трудоустройстве с меня взяли расписку, что я не буду претендовать на должности ИТР. Сейчас же компания «ЕвроХим» вкладывает средства в развитие каждого, стимулирует и всячески поощряет карьерный рост молодых специалистов, которых с каждым годом всё больше приходит на предприятия холдинга.

- Как Вы оцениваете активность самих молодых специалистов, их желание развиваться, расти профессионально?

- С молодыми специалистами мы начинаем дружить еще со студенчества, когда приглашаем выпускников вузов на работу в нашу компанию.

Приступив к работе на заводе, ребята вместе со своими наставниками составляют индивидуальный план развития, который потом выполняют. Этот документ определяет цели, которые должны быть достигнуты в течение года. Конечно, мы все вместе помогаем им адаптироваться в трудовом коллективе, опекаем, подсказываем. Ребята могут звонить мне и моим сотрудницам в любое время, мы всех знаем лично, мы ощущаем себя одной семьей.

В компании разработано Положение об организации работы с молодыми специалистами, которое предусматривает целый пакет льгот на протяжении первых трех лет, пока действует статус МС. Конечно, мы ожидаем от ребят отдачи. Бывает обидно, когда «новобранцы» не приживаются и, несмотря на наши усилия, уходят, особенно когда мы возлагаем на них надежды. Есть и такие, которые не хотят профессионально расти, брать на себя ответственность, их устраивает то, что они уже имеют. К счастью, таких немного, подавляющее большинство молодёжи целеустремленно, активно участвует в производственной и общественной жизни, открыто для новых знаний, что, несомненно, способствует личностному и профессиональному росту.

Сейчас в учебном центре со мной трудятся бывшие молодые специалисты предприятия –Мария Медведева и Евгения Щербина. Я их знаю с первой минуты их трудоустройства на наше предприятие, даже с момента  собеседования, которое проходило при этом. Конечно, до того, как они стали работать в сфере обучения и развития персонала, они прошли определенные производственные ступени, начиная с рабочих позиций в цехах. И я глубоко убеждена, что это правильно. Только тот специалист, кто имеет техническое образование и знает технологические процессы, может грамотно вести процесс профессионального обучения на нашем предприятии. Ведь мы пишем программы, составляем экзаменационные билеты и аттестационные тесты, мы являемся членами экзаменационных и аттестационных комиссий.

С 2007 года в нашей компании стало традиционным проведение научно-технической конференции молодых специалистов с целью их профессионального развития. Хочу отметить, что тот рост потенциала НТК, который я наблюдаю с каждым годом, меня определенно радует. Во-первых, растет количество работ и, судя по этим работам, растет профессионализм нашей молодежи, заинтересованность в созидании, техническая грамотность, любовь и уважение к производству и конкретно к нашему предприятию. Во-вторых, вырос интерес наших руководителей к научно-техническим проектам молодых специалистов. Исполнительный директор ПГ «Фосфорит» Владимир Леонидович Ерлыков лично присутствует на конференциях, дает рекомендации и выносит свои резюме по каждому представленному проекту. Итогом работы может стать внедрение проекта на нашем предприятии. И это тот результат, о котором специалист может мечтать. Молодой специалист, выигравший региональный этап НТК, делегируется на корпоративный этап научно-технической конференции, который уже традиционно проходит на Слете молодых специалистов МХК «ЕвроХим» в октябре в городе Сочи. Там свои работы молодые специалисты всех предприятий холдинга представляют на суд директоров по направлениям Общества и исполнительных директоров управляемых организаций. Это очень большое волнение и очень большая ответственность.

- Так как «ЕвроХим» - компания международная, наверное, большое внимание уделяется знанию иностранного языка?

- Это одна из приоритетных задач компании. Хорошо, если к нам приходят специалисты уже владеющие достаточным уровнем. Но для тех, кому в соответствии с должностными обязанностями необходимо знать английский язык, для членов кадрового резерва и для молодых специалистов на базе учебного центра организовано обучение английскому языку за счет предприятия. У нас несколько групп изучают английский язык. Распределены они в зависимости от уровня знаний. И руководители, и специалисты, и молодые специалисты - все в равных условиях должны посещать занятия и проходить промежуточные и итоговые тесты. Как ученики в школе: с конспектами, учебниками, журналом посещений занятий и оценками.

- Какую роль в становлении ребят на производстве играют наставники?  

- У каждого молодого специалиста свой наставник. Конечно, от наставников зависит многое. Я бы выделила глубоко неравнодушных наставников, которые вкладывают сердце в своих подопечных. Среди них - начальник отделения энергоцеха Анатолий Ходанович, заместитель начальника цеха ЭФК Алексей Дмитроченков, начальник ПСК Александр Смирнов, старший мастер цеха Аммофос Сергей Мамонтов, Кирилл Карюк – мастер производства серной кислоты, начальник отделения цеха Аммофос Олег Артемьев, мастер КИПиА Александр Агафонов. На ежегодных слетах молодых специалистов холдинга лучшие наставники поощряются руководством компании «ЕвроХим».Хочу отметить, что поменялось отношение к молодым специалистам со стороны трудовых коллективов. Первое время они воспринимались как «нагрузка», требующая тотального контроля, сейчас молодых коллег принимают в коллективе дружелюбно, делятся с ними знаниями и опытом.

Если говорить о молодых кадрах, то, кроме выпускников вузов, «Фосфорит» готовит и принимает на работу и выпускников Кингисеппского колледжа технологии и сервиса. Охотно ли идут молодые рабочие на производство?

- В колледже обучается три целевых группы по двум востребованным направлениям: аппаратчики – операторы химического производства и электромонтеры. Со студентами заключается трехсторонний договор, предприятие выплачивает им стипендию (если нет проблем с успеваемостью и посещаемостью), обеспечивает ежедневным горячим питанием, а также гарантирует прохождение практики с последующим трудоустройством. Несмотря на то, что сейчас в стране повышается престиж рабочих профессий, молодежь с начальным профессиональным образованием неохотно идет работать на производство, а если и приходит, то надолго не задерживается. Хотя заинтересованность ребят к самому производству и возможность работать на стабильном предприятии успешной компании с каждым годом возрастает.

- Компания «ЕвроХим» еще со студенческой и даже со школьной скамьи присматривается к молодежи, и самых талантливых и креативных ребят потом приглашает на работу. Как это происходит?

В рамках сотрудничества МХК «ЕвроХим» с вузами – партнерами ежегодно проводятся чемпионаты по решению ЕвроХим-кейсов. Чемпионат направлен на развитие профессиональных и личностных компетенций обучающихся в вузах. Участие студентов в решении кейсов позволяет им хорошо зарекомендовать себя перед специалистами компании. Задания разрабатываются по актуальным для «ЕвроХима» темам, а решения инженерных кейсов оцениваются в соответствии с рекомендациями по следующим критериям: технология, экономика, оригинальность и новизна решения, инновационность. Студенты, чьи работы являются призовыми, приглашаются к нам на практику, а в дальнейшем, по обоюдному желанию и согласию, становятся работниками нашей Компании. Таким образом, мы выбираем лучших из лучших.

«ЕвроХим» активно поддерживает развитие преподавания химии и формирование базового интереса к профессии химика на уровне средней школы. На средства компании в регионах создана и оснащена средствами обучения и расходными материалами сеть школьных классов-лабораторий по химии. Для привлечения будущих трудовых ресурсов среди школьников 9-х, 10-х и 11–х классов в регионах присутствия компании «ЕвроХим» совместно с химическим факультетом МГУ имениМ.В. Ломоносова проводятся Олимпиады по химии. Победители олимпиад поступают в лучшие химические вузы на целевое обучение за счет компании и, в дальнейшем, приходят работать на предприятия «ЕвроХима».

- Что нового в системе профессионального обучения работников «Фосфорита»?

- Прежде всего, меняется само отношение работников к процессу обучения. Люди заинтересованы повышать свой уровень квалификации, часто сами изъявляют желание получить смежную профессию, понимая, что с низкой квалификациейи узким профессиональным профилем работник может быть не востребован. Рынок труда сегодня требует наличие нескольких квалификационных свидетельств, и мы как раз занимаемся профессиональным обучением и развитием работников промышленной группы, так как имеем лицензию на осуществление образовательной деятельности и методические ресурсы.

За последние годы в нашей работе появилось много новых проектов. Конечно, в основном это связано с политикой Компании в целом, но есть и новые общероссийские законодательные документы, регламентирующие процедуру нашей работы. К примеру, по новому Закону об образовании РФ учебные центры предприятий приравняли к другим учебным заведениям без разграничения функций, и мы теперь работаем по распорядительным документам в образовательной сфере и нашу деятельность контролирует комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Раньше мы выстраивали процесс обучения по усмотрению предприятия, руководствуясь методическими рекомендациями и требованиями Ростехнадзора РФ.

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Хочу сказать, что объем нашей работы (специалистов, задействованных в  обучении и развитии персонала) не зависит от количества работников на том или ином предприятии, а зависит от отношения руководства предприятия и Компании в целом к тому, насколько руководству важно, чтобы персонал был высококвалифицированным и профессионально развитым. Работники, в связи с оптимизацией персонала и реконструкцией производства, становятся универсалами. Потому что там, где трудилось несколько человек одновременно, теперь, зачастую, работает один человек, но он имеет несколько профессий и, как правило, высокую квалификацию.

Говоря о нововведениях, так и хочется вспомнить истину: «Все новое – это хорошо забытое старое». Например, конкурсы профессионального мастерства. Когда я только пришла работать в учебный центр в конце 90-х, эти конкурсы тоже проводились на нашей базе. Потом они ушли в забытье, и вот три года назад «ЕвроХим» возобновил проведение этих трудовых соревнований, причем, в новом ракурсе. Конкурс проводится в два этапа – региональный уровень и корпоративный. Региональные конкурсы на промышленных площадках предприятий холдинга проходят в апреле-мае и завершаются к Дню Химика, а корпоративные этапы традиционно проводятся в августе, как раз перед общим праздником нашей Компании – Днем«ЕвроХима». Сразу хочу отметить высокий уровень профессионализма участников. Есть большое желание работников участвовать в этом мероприятии.  Многие участники заявляются повторно. И список номинаций с каждым годом расширяется. Те, кто занимает призовые места в номинациях – представляют наше предприятие на корпоративном этапе. В этом году корпоративные этапы пройдут на площадках Ковдорского ГОКа (с 07 по 10 августа) и Невинномысского «Азота» (с 08 по 11 августа). Предприятия достойно оценивают профессионалов и материально поощряют и мотивирует участников и победителей конкурса профессионального мастерства.

- Работает ли на «Фосфорите» схема кадрового резерва на номенклатурные должности?

  - Работает, и вполне успешно. Основная цель формирования кадрового резерва – создание условий для быстрого должностного и профессионального роста работников, обеспечение максимального использования кадрового потенциала, преемственности и эффективности системы управления. Для специалистов кадрового резерва «ЕвроХим» проводит семинары повышения квалификации, тренинги, стажировки как на российских, так и на зарубежных предприятиях холдинга. Попасть в кадровый резерв – престижно для человека. Конечно, среди номенклатурных должностей кадры меняются редко, и мы не можем здесь гарантировать какие-то сроки, тем не менее, эта схема работает, и при освобождении руководящей должности, передвижения, в первую очередь, идут именно из кадрового резерва.

- Организуя процесс обучения для работников предприятия, чему новому учитесь Вы и Ваши коллеги из отдела развития персонала?

- В нашей сфере много интересного и нового. Мы сами постоянно учимся и развиваемся. В данное время мы, как и другие подразделения нашего предприятия, выстраиваем договорную работу с контрагентами, занимаемся бюджетирование статей обучения и развития, а также кадровых проектов, проводим оплату за услуги и отчетные документы. В прошлое время этим занимались специалисты бухгалтерии. Теперь для нас, специалистов далеких от бухгалтерии, важно, чтобы это было сделано грамотно и своевременно. Как раз очень пригодились соответствующее образование и опыт специалиста отдела по работе с персоналом Михайловской Натальи. Это ее «фронт» работы.

«ЕвроХим» очень много средств и ресурсов тратит на мероприятия, которые ведут к развитию работников Компании. Под руководством руководителя по персоналу дивизиона «Удобрения» АО «МХК «ЕвроХим» Владимира Барановского у нас разрабатываются и внедряются определенные распорядительные документы, положения, инструкции и методические рекомендации. Интересно участвовать лично в создании этих документов, потому что первая и основная мысль – то, что сейчас мы создадим – будет регламентировать нашу работу. Мои коллеги из Белореченска, Невинномысска и Новомосковска – это проверенные временем опытные специалисты с большим стажем работы в нашей сфере. Мы с ними начинали работать в Компании, и поэтому понимаем друг друга с полуслова. Я могу с уверенностью сказать, что у нас дружная и слаженная команда.

 

Беседовала Татьяна Преловская

 

Вернуться к списку интервью

Всего подписчиков: 8869

Реклама